На острие интеллекта Разрабатываем и Обучаем
O НАC
ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ТРИЗ БИЗНЕС
МЫ РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ
НОВОСТИ
РЕФЕРЕНС-ЛИСТ
ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНТАКТЫ
ЧИТАЛЬНЯ

Часть 7. Закон динамизации.

 

      В прошлый раз мы говорили о Законе неравномерности развития частей системы и о том, как этот закон работает для систем различного вида: технических, биологических, бизнес систем... И на примерах смогли убедиться, что даже такие разные системы, как системы биологические и бизнес, имеют очень много общего в закономерностях своего развития. Сегодняшняя статья посвящена Закону динамизации, который говорит о том, что в процессе эволюции все системы для выполнения своей функции стремятся стать более динамичными, гибкими, быстро подстраивающимися, с быстро меняющейся структурой. Давайте посмотрим, как этот закон работает в различных системах и что общего в его реализации для различного рода систем есть.

      Для начала давайте вспомним привычные нам ТС. Например, рулевое управление автомобиля (рис.1 и рис.2). 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Рулевое управление (модели второй половины 19 и начала 20 столетий). Схема: руль (1) - жесткая колонка (2) - рулевая гайка и рейка (3), шарниры (4) - поворотные кулаки (5).

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Современное рулевое управление. Схема: руль - гибкая рулевая колонка на основе шарнирных механизмов и штоков - рулевая гайка и рейка с гидравлическим усилителем - шарнирные рулевые наконечники - шаровые пальцы. В схеме не представлены поворотные кулаки, присутствующие на рисунке 1.

 

 

      Проводя сравнительный анализ можно сказать, что развитие системы полностью соответствует заявляемому законом динамизации направлению - рулевое управление сохранило в полном объеме свою основную функцию - управление направлением движения, но стало более гибким. В современном рулевом управлении трансформировалась сама рулевая колонка. В ней появились шарнирные механизмы, которые позволяют осуществлять регулировку руля по наклону, адаптируя рулевое управление под конкретного водителя.  Еще в ней появились штоковые механизмы, позволяющие регулировать высоту руля. Можно отдельно рассмотреть такое нововведение, как систему гидравлического усиления, предназначение которой - снизить уровень мускульной силы человека для обеспечения функции рулевого управления. Рулевые тяги и рулевые наконечники позволяют повысить уровень управляемости и динамической устойчивости к нагрузкам надсистемы - автомобиля. И все это развитие, включающее в себя множество технических идей и разработок, нацелено только на одно - облегчение управления!  Стоит упомянуть описанный выше закон повышения степени идеальности системы. Да, конструктивно система рулевого управления стала сложнее. Число элементов в ней увеличилось. Но если мы говорим о том, стала ли система, рулевое управление, более идеальной для потребителя - для человека, то можно сказать, что да, безусловно. Рулевое управление стало легче, удобнее, комфортнее и информативнее. Потребитель при пользовании системой получил очень много дополнительных функций, которые в самых первых моделях рулевого управления даже не планировались.

      Другим интересным примером является пример с производством листового стекла. Некоторое время назад стекло производили путем выгрузки разогретой стеклянной массы на валки. Проходя по валкам, стеклянная масса стекала и становилась плоской, а при твердении - листом стекла. При этом получался один неприятный эффект, от которого продолжительное время не получалось избавиться. С одной стороны (с верхней) стекло получалось идеально гладким, а с другой (с нижней) присутствовал эффект волны, получавшейся от валков, по которым проходила стеклянная масса. Из-за этого картинка за стеклом «плыла». Попытки уменьшить диаметр валков и увеличить их число приводили к усложнению станка и резкому падению его надежности. Однако, выход был найден. Рекурсивное применение закона динамизации, когда валки уменьшали, уменьшали и уменьшали, натолкнуло инженеров на интересную мысль. Использовать оловянную ванну! Вместо ненадежных валков стали использовать расплавленное олово. Так была решена комплексная проблема с низкой надежностью и качеством поверхности. Но! Стоит отметить, что и станка в первоначальном виде не осталось. Появилось другое устройство, в котором роль валков выполняли молекулы расплавленного металла.

      Еще одним характерным примером закона динамизации можно считать любую биологическую систему. Формирование биологической системы из одной клетки происходит путем деления клеток. При этом первоначальная клетка отвечает за формирование всех функций взрослой биологической системы. Но между первой клеткой и взрослой биосистемой есть длительный процесс. И этот процесс иллюстрирует закон динамизации. Клетки делятся и функции, изначально заложенные в первой клетке, дробятся (см. рис.3).

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3. Закон динамизации для биосистем.

 

      Теперь экстраполируем закон динамизации на БС. Вспомните, как я описывал в статье, посвященной закону S-образного развития систем, развитие БС. От идеи, которую придумал один человек, до огромной компании с множеством отделов и подразделений. Сначала в компании есть человек, который делает все сам. Со временем и по мере роста нагрузки на человека происходит появление в БС новых людей и деление обязанностей (см. рис.4). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4. Динамизация в БС. По мере развития БС увеличивается число элементов БС, а основная функция БС дробится между сотрудниками.

 

      То есть сама БС выполняет те же функции, что и раньше, но ее структура становится более гибкой, динамичной. Например, владелец компании, который решает вопросы стратегического развития, может не увидеть вовремя какие-то задачи, направленные на увеличение оборота компании или на маркетинг. Но в этом уже нет необходимости. Сформированные им отделы продаж и маркетинга уже способны подойти к решению этих вопросов, гибко подстроившись под клиента. То есть число элементов БС в процессе ее развития и роста увеличивается. Вместе с тем увеличивается динамичность самой БС и сфокусированность каждого элемента БС на своем круге задач. Тут стоит сделать акцент. По мере роста БС сначала появляются сотрудники, замыкающие на себе те или иные процессы, а затем, при дальнейшем росте, формируются отделы, которые первоначально появившиеся сотрудники возглавляют.

      Целью такой трансформации БС является получение прибыли большей, чем та, которую мог получить только один человек (эффект синергии). Разумеется, такой процесс не может продолжаться бесконечно. Бизнесмены нередко сталкиваются с ситуацией, когда увеличение штата, например, сотрудников отдела продаж не приводит к кратному росту объемов продаж. Или увеличение числа сотрудников склада не приводит к кратному сокращению времени сбора и выдачи клиенту заказа. Даже если дробить функции до уровня операций. Почему? Тут уместно сделать еще один акцент. Ограничением БС является человек. Мы не можем раздробить человека на части и сделать более динамичным для БС. Поэтому применение закона динамизации для БС довольно быстро упрется в это ограничение. И надо будет придумывать качественный скачок к другой модели БС. Например, часть продаж можно сместить в онлайн среду, как это сделали торговые сети, продающие бытовую технику. Для многих из сегодняшних  покупателей уже нет необходимости ехать куда-то для приобретения телевизора или пылесоса. Можно купить их в интернет-магазине, оформив заказ и оплатив его банковской картой. Но это уже переход к качественно иной БС, другой модели бизнеса с другими бизнес процессами. Нередко при таком переходе кардинально меняется стратегия развития БС.

      Резюмируя рассмотрение закона динамизации и его применения для БС можно сказать, что этот закон, как и предыдущие, можно применять для решения задач в БС.

 

Продолжение следует...

 

Автор: Павел Володин.

 

К СТАТЬЯМ

ТРИЗ БИЗНЕС

НА ГЛАВНУЮ

 

 

 

 

 

Copyright © ООО “Биллион”, 2009 г.
Разработка и проведение тренингов