На острие интеллекта Разрабатываем и Обучаем
O НАC
ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ТРИЗ БИЗНЕС
МЫ РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ
НОВОСТИ
РЕФЕРЕНС-ЛИСТ
ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНТАКТЫ
ЧИТАЛЬНЯ

Часть 8. Закон перехода в надсистему

 

      В предыдущей статье мы рассматривали закон динамизации в развитии систем различных типов: биологических, технических и бизнес систем. Сегодня мы поговорим еще об одном законе развития систем - Законе перехода в надсистему. Когда система достигает предела своего развития и не может развиваться дальше, она может быть встроена в систему более высокого уровня. А также, традиционно, мы рассмотрим несколько примеров работы этого закона.

      Сразу хочу сделать акцент! В данной статье мы рассматриваем систему не как объект, существующий и изменяющийся во времени непрерывно, а как объект, существующий момент времени и меняющийся пошагово. Таким образом, можно сказать, что мы рассматриваем систему дискретно. Объясню, почему именно так, на примере. Как мы уже говорили раньше, системы не являются статичными, они эволюционируют, меняются во времени. Но изменения в системе не всегда происходят постепенно и незаметно.        Можно выделить определенные шаги: вчера этого элемента в системе не было, а сегодня он есть. Как тут не вспомнить историю с появлением стеклоочистителей, которых в первых автомобилях не было, а воду во время дождя водители стирали со стекла тряпкой, выходя из машины под дождь. Затем система щеток была встроена в конструкцию автомобиля. Изначально это была механическая система с ручным управлением - водитель периодически двигал рычаг во время дождя (см. рис. 1). 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Дискретные шаги в развитии системы. Пустым кружком обозначены элементы, которые появились в текущий момент времени и которых раньше не было.

 

      Потом в систему встроился электродвигатель, и процесс очистки стекла стал полуавтоматическим. Достаточно было нажать кнопку, и система очистки стекол начинала работать. В таком виде система существует в большинстве современных автомобилей (см. рис. 1). В автомобилях премиум класса система очистки стекол полностью автоматизирована. Датчики дождя сами определяют, когда надо включить стеклоочиститель и какова должна быть интенсивность его работы. То есть в систему автомобиль встраиваются все более функциональные подсистемы.

      Вернемся к системе.

      Что будет, когда система достигнет предела своего развития? Ответ на этот вопрос не так однозначен, как это может показаться на первый взгляд. В рассматриваемых в предыдущих статьях законах, мы говорили о том, что система должна или исчезнуть, выродиться, или перейти на качественно иной уровень развития.

      Рассмотрим оба этих варианта подробнее.

      Вырождение системы. Для этого варианта очевидно следующее: существуют альтернативные системы с аналогичной функцией, которые выполняют саму функцию лучше. Например, конная упряжь перестала восприниматься людьми как транспорт, и была вытеснена автомобилями, которые выполняли транспортную функцию лучше. Однако стоит отметить, что как развлечение конная упряжь сохранилась до сих пор. (см. рис. 2). 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Для 1-го элемента системы (конная упряжь) существует альтернативный элемент (автомобиль).

 

      Некоторое время 1-й элемент системы успешно соперничал в применении с альтернативным. Но когда применение альтернативного элемента стало экономически обоснованным, то он заместил в системе 1-й элемент (см. рис. 3).

 

 

 

 

 

Рисунок 3. Альтернативный элемент заместил 1-й элемент системы.

 

      Можно привести другой пример. Лук со стрелами, которые давно не используются массово как оружие, но используются как спортивный снаряд или как оружие подразделений спецназа там, где применение огнестрельного оружия невозможно. Можно сказать, что функция нужна, а системы, которая могла бы составить альтернативу арбалету, пока еще нет (см. рис. 4). Поэтому арбалет со своей функцией как будто «завис» в системе как один из ее элементов.

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4. У 2-го элемента системы отсутствуют альтернативы, способные реализовать Функцию``.

 

      Из этого можно сделать вывод о том, что система может надолго задержаться (иногда уместнее сказать зависнуть) в таком состоянии, занимая нишевую позицию, где для нее нет альтернатив.

      Отдельно стоит упомянуть ситуацию, когда для Функции, представляющей собой симбиоз производных Функции`, Функции``, Функции``` и так далее,  находится более простой алгоритм ее реализации. При таком варианте развития одна или несколько производных функций могут быть исключены вместе с теми элементами системы, которые отвечали за их исполнение (см. рис. 5).

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5. Исключение элемента системы при внедрении нового алгоритма.

 

      Переход на новый уровень. Исходя из рассмотренных нами ранее законов, вариант очевидный. Если бы не одно но! Если существующие технологии позволяют системе перейти на новый уровень, то она, разумеется, на него перейдет. Электронные лампы в радиоаппаратуре были заменены полупроводниковыми приборами, а затем и микросхемами. Но для этого примера стоит сделать отдельный комментарий. Переход на полупроводники оказался возможен только тогда, когда сами полупроводники появились. До их появления у радиоаппаратуры было непреодолимое техническое ограничение, которое рождало немало технических противоречий. Например, сделать компактный и легкий радиоприемник на лампах было практически невозможно. В электронных лампах присутствовала нить накаливания, которая потребляла много энергии. Соответственно, для питания радиоаппаратуры требовалось много энергии, и использовались крупногабаритные и массивные аккумуляторы. С появлением полупроводников задача по снижению массы и габаритов электронной техники была успешно решена. Полупроводники заместили собой электролампы (см. рис. 2 и рис. 3). Впрочем, электронные лампы до сих пор используются в нишевых сегментах. Например, для высококачественной аудиоаппаратуры. Этот пример похож на пример с луком и стрелами.

      Однако, ответ на вопрос, что будет с системой, когда она достигнет предела развития, пока так и не получил ответа. В соответствии с Законом перехода в надсистему, система, достигнувшая предела своего развития, может быть встроена в систему более высокого уровня - в надсистему. Единственным условием является необходимость функции, для реализации которой изначально была создана система. Например, часы. Современные часы могут быть реализованы, как техническая система, самыми разными способами: механические, электромеханические, электронные. Но их функция останется неизменной, на каком бы физическом принципе не работала сама система. То есть, можно утверждать, что функционально часы достигли предела своего развития, но вырождение системы невозможно, так как ее функция востребована сегодня и в обозримом будущем (см. рис. 4). Именно это и является причиной того, что сегодня часы встраиваются в надсистему, или переходят со своей функцией в надсистему. В сегодняшнем мире часы есть практически везде. Они встроены в бытовую технику и средства связи, в автомобили и космическую аппаратуру. Такие привычные в быту вещи, как микроволновая печь или мобильный телефон уже давно имеют часы в своем функционале. Благодаря такому встраиванию и сама техника получила дополнительные функции. Микроволновая печь разогревает пищу по времени, а мобильный телефон будит нас по утрам приятным звуком будильника.

      До этого момента мы рассматривали поведение системы через призму изменения ее элементов. Формально можно сказать, что каждый элемент системы само по себе является системой, но системой более низкого уровня. Если же говорить о самой системе и ее встраивании в надсистему, то механизм будет точно таким же, только на уровень выше. А реализуемые надсистемой функции, соответственно, сложнее (см. рис. 6).

 

 

 

 

 

 

Рисунок. 6. Переход/встраивание в НадСистему.

 

      В случае наличия альтернативных систем в надсистему будет встроена та, которая реализует функцию с минимальными затратами.

      Теперь поговорим о том, как Закон перехода в надсистему работает для БС. Давайте представим себе, например, компанию, занимающуюся транспортной логистикой. Есть парк автотехники и персонал. Менеджеры компании привлекают клиентов, которым нужны транспортные услуги. Часть клиентов пользуется услугами единовременно, например, для перевоза вещей на новую квартиру. Некоторые клиенты начинают пользоваться эпизодически, по мере возникновения потребности что-то перевезти. Например, маленькая производственная компания, которая периодически получает крупные заказы. Обе группы клиентов имеют характерную особенность - нужно постоянно работать, чтобы такие клиенты были. Это требует от БС постоянных затрат на развитие и поддержание клиентской базы.

      Таким образом, можно сказать, что БС уже при создании встроена в Надсистему - в рынок транспортных услуг. И задачи БС по захвату позиций на рынке и их удержанию - это задачи противостояния с альтернативными БС. Ведь на рынке логистических услуг высокая конкуренция и альтернативных транспортных компаний много. И конкурентное противостояние - это умелое управление элементами БС. Например, замена таких элементов, как транспортные средства, на более экономичные или, если география поездок широка, на более грузоподъемные, позволяет снизить накладные расходы и предложить клиентам более низкие цены на услуги. Возможно, что конкурентным преимуществом может быть скорость подачи транспорта под загрузку, например, если клиенту нужна срочная доставка. Тут сложно дать единый рецепт формирования конкурентного преимущества. Все зависит от конкретной компании и стратеги ее развития.

      Одно можно сказать с определенностью. Многие технические системы появлялись случайно, как следствие проведения опытов или экспериментов. И потом, развиваясь, технические системы встраивались в надсистемы. Но БС всегда появлялись с целью встроиться в надсистему. И если те люди, которые создают БС, допустили ошибки при формировании продукта своей БС, которая она будет предлагать рынку, а сам продукт уступил в конкурентной борьбе, то такая БС обречена на провал. Она даже не сможет встроиться в надсистему, в рынок.

      С другой стороны, крупные игроки рынка, желая укрепить свои позиции, стараются получить государственные контракты. Понимая, что их БС уже не смогут «откусить» существенную долю рынка, они пытаются встроить свои БС в надсистему - в государство. И эти шаги позволяют таким БС получить существенные конкурентные преимущества.

      Когда мы говорили о законах полноты частей системы и энергетической проводимости, я упоминал о множественности БС. А когда мы говорили о законе S-образного развития, то я говорил, что все БС развиваются в соответствии с ним. Встроиться с продуктом 1-го уровня в рынок 3-го уровня можно только если функция продукта остро нужна рынку. Но если на рынке есть продукты 2-го уровня, то у БС, предлагающей продукт 1-го уровня, нет шансов на выживание. Это классическая ошибка многих стартапов - уверенность в нужности своего продукта.

      Подводя итог, хочу сказать, что, в отличие от технических систем, БС всегда сразу, с самого начала своей работы встраивается в надсистему. Во всем остальном БС идентична традиционно рассматриваемой в ТРИЗ технической системе, если рассматривать ее через призму закона перехода в надсистему.

 

 

Продолжение следует...

 

Автор: Павел Володин.

 

К СТАТЬЯМ

ТРИЗ БИЗНЕС

 

НА ГЛАВНУЮ

 

 

 

 

Copyright © ООО “Биллион”, 2009 г.
Разработка и проведение тренингов