На острие интеллекта Разрабатываем и Обучаем
O НАC
ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
ТРИЗ БИЗНЕС
МЫ РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ
НОВОСТИ
РЕФЕРЕНС-ЛИСТ
ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНТАКТЫ
ЧИТАЛЬНЯ

Часть 11. Закон вытеснения человека из системы.

 

      В прошлый раз мы говорили о Законе повышения степени вепольности и его применении для систем разного типа, в том числе для бизнес систем. Последний из рассматриваемых нами законов, о котором пойдет речь сегодня - Закон вытеснения человека из системы.

      Проявления этого закона в жизни вполне очевидны. Ручной труд заменяется машинным (см. рис.1). 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Эволюция в кораблестроении и вытеснение человека из системы для реализации Главной полезной функции (снижение роли человека для ее получения).

 

      На рисунке 1 можно увидеть эволюцию в кораблестроении и вытеснение человека из системы корабль + человек. Главная полезная функция системы - перемещение в пространстве людей и грузов из одной точки в другую. Первоначально для реализации функции требовались мускульные усилия человека, который приводил корабль в движение с помощью весел. Затем конструкция кораблей изменилась и наряду с веслами стали использовать паруса. Корабль приводился в движение энергией ветра, которая человеку не стоила ничего. Но растущие требования по скорости кораблей и их грузоподъемности (а увеличение грузоподъемности неизбежно связано с ростом массы самого корабля и ростом затрат энергии, необходимой для движения корабля) привели к тому, что вместо одного паруса стали использовать группу парусов, что позволяло кораблю сохранять скорость даже при небольших ветрах. После появления паровых машин появились корабли гибриды, использовавшие паруса при наличии ветра и паровые машины во время штиля. Дальнейшее развитие позволило совсем отказаться от парусов и в сегодняшнем мире паруса используют, в основном, на яхтах, которые представляют собой не грузовой или боевой флот, а, скорее, хобби или спорт.

      Если оценить развитие флота через призму Закона вытеснения человека из системы, то можно сказать, что дам дальше идет развитие, тем меньше человек задействован для реализации Главной полезной функции системы: было 80 гребцов - стало 20 матросов, ставящих паруса, было 20 матросов, ставящих паруса - стало 2 кочегара... То есть людей для получения энергии, необходимой для движения корабля стало меньше. Вместе с тем увеличились скорость и грузоподъемность.

      Механические, электронные, оптические и другие приборы решают множество задач в современном мире и делают это быстрее и точнее человека. Есть также и притязания на создание полноценного искусственного интеллекта, который будет сравним по своей мощи с интеллектом человека.

      Еще один яркий пример - компьютеризация! В этой сфере эволюция систем произошла на несколько порядков быстрее, чем в кораблестроении. Еще 30-40 лет назад коллективы чертежников за кульманами вычерчивали какой-нибудь агрегат в течение нескольких недель. Сегодня ту же самую работу способен выполнить всего один человек, на компьютере которого установлена специальная программа для проектирования. И подобное можно увидеть во всех сферах, где стали применяться компьютеры. Раньше на предприятиях работы штаты бухгалтеров, а сегодня один человек этой профессии нередко выполняет эту работу для нескольких предприятий. Компьютеризация производства позволила резко сократить число рабочих. И так далее.

Уместно вспомнить Закон повышения степени идеальности системы. Анализируя описанные примеры, можно с уверенностью сказать, что законы работают в унисон. Действительно, если рассматривать любую систему по Законам Развития Систем, то противоречий между законами не будет. А если противоречие возникает, то это серьезный сигнал к тому, что в самой системе и алгоритмах ее работы есть ошибка.

      Важно! Сразу хочется сделать отступление и отметить, что при реализации Закона вытеснения человека из системы не редко происходят ситуации, в которых срабатывает инерция человеческого мышления. Того самого мышления, которое формируется у человека под воздействием внешней среды. Для иллюстрации инерции мышления приведу пример. При модернизации металлообрабатывающего производства для выполнения рутинных операций (взять из одного ящика заготовку, установить ее в станок и, после обработки, положить в другой ящик) было принято решение заменить токарей на промышленных роботов. Предполагалось, что так можно будет снизить количество брака и повысить эффективность работы. После внедрения решения оказалось, что в решении есть очень существенный недостаток - при накоплении металлической стружки робот переставал «видеть» станок и переставал работать. Для устранения проблемы нескольким людям приходилось постоянно ходить по цеху и удалять стружку со станков. Были предложены различные варианты решения проблемы. Вносились предложения о внедрении промышленных пылесосов, мощных электромагнитов, щеток различной конструкции и так далее. Но предлагаемые решения были технически сложными в реализации, дорогими и энергозатратными. Одно из предложенных решений оказалось неожиданным, но весьма оригинальным. Перевернуть вверх ногами весь цех - и станки, и роботов. Человек не может долго находиться в перевернутом состоянии. Это очень рискованно для его здоровья. А роботу все равно. Когда робот находится в положении вверх ногами, то у него нет риска получить инсульт. Сложившийся у людей стереотип (для нас же так привычно ходить ногами) об организации работы и послужил источником психологической инерции, не дававшей перевернуть цех вместе с роботами. Инерция мышления человека не является объектом, с которым я хотел поработать в этом цикле статей. Однако, не сказать о ней я не мог. Потому что, как показывает практика, очень много оригинальных решений получают люди, которые работают над устранением инерции своего мышления. Для этого в ТРИЗ есть отдельный блок. Но о нем в другой раз.

      Сместим фокус на бизнес системы и рассмотрим пример из бизнеса. В любой организации ведется бухгалтерский учет. Несколько десятилетий назад, когда компьютеры не имели столь широкого распространения и применения, как сейчас, бухгалтерский учет производили целые отделы. Иногда десятки людей работали над отчетами, балансами и так далее. Сегодня ту же самую работу может выполнить всего один человек. Скептики могут сказать, что бухгалтерия лет тридцать назад к бизнесу отношения не имеет. Может быть. Но вот другой пример. На стыке веков менеджеры по продажам методично обзванивали клиентов, рассылали им письма с коммерческими предложениями, ездили на встречи. В современном мире и при современных технологиях процесс работы с клиентом претерпел существенные изменения. Электронные письма рассылает компьютерная программа. А многие встречи перенеслись в онлайн и проводятся с использованием электронных средств видеоконференцсвязи. И даже если число сотрудников компании при этом не сократилось, все равно можно говорить о Законе вытеснения человека из системы. Ведь многие ручные операции, которые требовали участия человека и времени, стали выполняться техникой. Произошло перераспределение, повысилась эффективность работы сотрудников. По Закону повышения степени идеальности бизнес система стала получать большую пользу при тех же затратах.

      Анализируя примеры, можно сразу сказать, что Закон вытеснения человека из системы работает не линейно. И тут уместно вспомнить закон S-образного развития систем. Человек постоянно стремиться оптимизировать процессы, которые он выполняет. Это происходит шаг за шагом, как движение по S-кривой. Но наступает момент, когда человек упирается в непреодолимую преграду - невозможность продолжения оптимизации из-за достижения предела используемой технологии (верхняя точка в S-образной кривой). Для дальнейшего роста нужен качественный скачок (переход на новую S-кривую). Именно поэтому можно сказать, что бухгалтерия, пройдя путь с использованием счет, а позднее калькуляторов, достигла апогея развития. И только компьютеры, как принципиально новая технология, смогла позволить бухгалтерскому учету сделать качественный рывок вперед.

      Подводя итоги обзора законов развития систем и возможности их применения для анализа бизнес систем, можно сказать, что Законы развития систем, которые первоначально в ТРИЗ были спозиционированы для технических систем, могут использоваться и для бизнес систем. Разумеется, при использовании Законов Развития систем необходимо учитывать специфику конкретной рассматриваемой системы, чтобы сделать применение Законов развития максимально эффективным.

 

Заключение.

      В заключение хочу сказать, что обзор Законов развития систем и принципов их работы для систем различного типа - это не окончание работы. Работа будет продолжена разработкой методов применения Законов развития систем для бизнес систем с конкретными рекомендациями по диагностике бизнес систем, определению стратегических направлений их развития. Также будут рассмотрены наиболее часто встречающиеся управленческие ошибки. Но это все будет уже в книге «ТРИЗ: StartUp-ы и бизнес системы. Практика применения Законов развития систем», которая запланирована к выходу весной 2019 года. 

 

Автор: Павел Володин.

 

К СТАТЬЯМ

ТРИЗ БИЗНЕС

 

НА ГЛАВНУЮ

 

 

 

 

Copyright © ООО “Биллион”, 2009 г.
Разработка и проведение тренингов